Рекомендации преподавателям

по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Основными видами учебной деятельности с применением ЭО и ДОТ являются:

– лекции;

– практические, семинарские и лабораторные занятия;

– самостоятельная работа обучающихся;

– выполнение тестовых и иных заданий;

– текущие контроли, промежуточные аттестации;

– учебная и производственная практики;

– написание выпускных квалификационных работ.

Необходимо понимать, что качественный, а не количественный материал – залог успешной учебы и взаимодействия.

  1. Организация подачи учебного материала в режиме использования дистанционной платформы.

При создании лекций (практических занятий – далее ПЗ) не рекомендуется делать страницы очень большими. По возможности не следует использовать рисунки во весь экран, перегружать страницы большим количеством рисунков другими графическими элементами.

Необходимо исключить из лекционного материала сканированные страницы учебников. Использовать только переработанный преподавателем и адаптированный к чтению и восприятию лекционный материал (ПЗ).

При оформлении лекции рекомендуется:

  1. Название лекции (темы ПЗ).
  2. Указать после темы, что должны сделать студенты, например:

 

Тема: Типология уроков в начальной школе.

  1. Прочитайте лекцию.
  2. Законспектируйте выделенный текст.
  3. Конспект может быть представлен для проверки как от руки в тетради, так и в виде распечатанной и вклеенной в рабочую тетрадь лекции.
  4. Практическое занятие должно иметь инструктаж к самостоятельному выполнению, по возможности с образцами выполнения и комментариями.
  5. Содержание лекции не должно превышать 3-4 страницы печатного текста в формате документа Word. Для практического занятия количество листов может быть адекватно увеличено за счет инструктажа, комментариев к выполнению, примеров, образцов выполнения. Рассчитывать, что на выполнение домашнего задания (практической работы) должно быть затрачено не более 35 минут.
  6. Междустрочный интервал одинарный, размер шрифта 14, Тime New Roman.
  7. Абзацный отступ 1,25.
  8. Если выставлен учебник в электронном виде, то для каждого занятия по расписанию необходимо указывать методические рекомендации по изучению темы и страницы учебника и учитывать время для изучения не более 30 минут.
  9. Не забывать, что обучающиеся для ответа могут загрузить только 5 фотографий выполненных работ.
  10. Оценивание присланных конспектов должно быть лояльным. Необходимо исключить неудовлетворительные оценки из-за временной задержки присланной работы.
  11. Необходимо выяснить у куратора, почему обучающийся не может сдавать вовремя работы, возможно есть объективные причины
  12. Не накапливать количество работ для проверки.
  13. Тест для контроля не должен содержать более 15 вопросов.
  14. Проверенные работы сразу удалять, для снижения нагрузки на память сервера.
  15. Использовать любые возможности обучающегося для передачи учебного материала как в одностороннем, так и в двустороннем режиме (электронная почта, вайбер, вотсап и т.д.)
  16. При получении работы от студентов через вспомогательные виды связи сразу, без задержки выставлять оценки в электронный журнал обучающей платформы, чтобы куратор мог мониторить и отслеживать успеваемость своей группы своевременно.
  17. Количество лекций и практических работ в неделю должно соответствовать учебному расписанию.
  18. Как подготовиться к записи видео лекции или практического занятия.
  19. Для лекции определяется тема, и затем готовится текст лекции.
  20. Составляется план, благодаря которому материал излагается последовательно и логично.
  21. Работа над написанным текстом. Проверяем правильность написания, вычитываем – все ли будет понятно слушателям. Материал должен излагаться последовательно и логично, следует избегать сложных терминов. Если же они присутствуют, как необходимая терминология, то обязательно нужно объяснить значение этих слов
  22. Литературная обработка текста. Изложение должно быть интересным, без лишних слов и повторов.
  23. Поскольку ваша лекция сопровождается презентационным материалом, необходимо в лекции отметить моменты перехода к следующему слайду.
  24. Важно привлечь внимание слушателей в самом начале лекции – это может быть главный вопрос темы, выявление проблемы, призыв к мыслительной деятельности.
  25. Структура лекции – вступление, основная часть и подведение итогов – вывод.
  26. Прежде чем выступать с лекцией, ее нужно подготовить, то есть отрепетировать как концертный номер – прочесть, определить продолжительность выступления по времени.
  27. Мысленно представляя план, попробовать рассказать написанное, глядя на свое отображение в зеркале. Это очень важно – научиться контролировать движения корпуса и мимику лица. Когда научитесь свободно смотреть на себя в зеркало, сможете представлять, каким вас видят слушатели, и как вы смотритесь со стороны.
  28. Нужно знать содержание лекции почти наизусть, чтобы ваш рассказ был свободным. При необходимости можно посмотреть в лекционный материал, чтобы не потерять логическую нить изложения материала. Так как видео лекция это новый формат, и он очень волнительный для многих педагогов. Отсутствие «живой» аудитории, боязнь забыть слова, использование технических средств создает психологическое напряжение.

Чтение лекции

  1. При чтении лекции обратите в первую очередь внимание на речь. Голос должен быть выразительным, гибким и пластичным, изложение – логичным и последовательным. Дикция – четкой и внятной. Говорите для слушателей. Каждое слово должно быть услышанным, то есть, ваша речь должна быть достаточно громкой.
  2. В своих презентациях используйте схемы, таблицы, графики, видео, звукозаписи. Приводите интересные примеры, чтобы оживить выступление.
  3. Для улучшения восприятия используйте в лекции цитаты, афоризмы, крылатые выражения, применяйте изменения интонации, скорости и тембра голоса.

Чтобы вызвать интерес у слушателей, используйте следующие моменты:

  1. Помните о внешнем виде. Внешний вид – залог успеха. Опрятным видом вы сможете расположить к себе слушателей. Ухоженный вид подчеркнет уважительное отношение к слушателям и продемонстрирует, что вы основательно подготовились к лекции, и что выступление – важное для вас мероприятие.
  2. Жесты, мимика, корпус должны быть гармоничными и соответствовать характеру речи и значениям слов.
  3. Избегайте навязчивых движений, повторений слов-паразитов.

Видео запись лекции

  1. Начинайте с организационного момента.

– Приветствие.

– Представление (кто вы, какая дисциплина, для кого данная лекция).

– Проговорите вслух, что вы запланировали на урок (цели и алгоритм занятия).

– Спокойно приступайте к лекции.

  1. Используйте наглядные средства. То, что студенты видят вас на экранах, не значит, что вы ведете занятие с опорой на наглядность. Старайтесь не превращаться в «говорящую голову».
  2. Используйте презентации. Помните, что текста на слайде должно быть немного. Слайд не дублирует вашу речь, а выделяет главные мысли. Текст со слайда должен прочитываться быстро. Если есть возможность показать эксперимент, покажите.
  3. Если вы используете учебники, во время лекции произносите, на какой странице открыть учебник и какое задание или фрагмент текста прочесть.
  4. Не нагружайте чрезмерно. Непосильная нагрузка всегда «отключает» обучающегося, вызывает сопротивление и утрату внимания. Руководствуйтесь правилом «лучше меньше, да лучше». Нет смысла наращивать темп и давать много материала. Основная задача – поддерживать рабочую атмосферу и навыки.
  5. Во время лекции нужно обращаться к предыдущему материалу, проводить рефлексию. Интонации в голосе при этом могут быть вопросительные. Можно делать секундные паузы, как будто обучающиеся вам отвечают. Это позволить напрячь мыслительную деятельность студентов, вспомнить предыдущий материал.
  6. Каждый информационный блок лекции завершайте выводами.
  7. В конце лекции проведите рефлексию по основным знаниям, которые студенты получили. Подведите итоги, сделайте общие выводы.
  8. При необходимости прокомментируйте домашнее задание. Оно может быть представлено на слайде для лучшего восприятия.
  9. Поблагодарите слушателей за внимание.

 

Хронометраж и структура видео лекции

№ п/п Этап урока Действие преподавателя Время

(мин)

1. Оргмомент Приветствие, представление, озвучивание целевой аудитории, темы и целей лекции, логической структуры лекции, мотивация на восприятие, положительный эмоциональный настрой. 1
2. Вступление Преамбула лекции. Введение. 1
3. Чтение лекции Непосредственно «чтение» лекции. Обращение к презентационным слайдам, дополнительным средствам обучения (макетам, учебникам, пособиям, звуковым записям и т.д.) 25-30
4. Рефлексия. Подведение итогов. Краткие выводы по блокам лекции. Общие выводы. Обратиться к целям лекции, обратить внимание на их достижение. Еще раз проговорить новые термины, обратить внимание на сложные в лекции моменты. 1
5. Домашнее задание Прокомментировать. Сделать для этого специальный слайд. 1
6. Заключение Поблагодарить за внимание. Выразить желание следующей встречи. Сделать для этого отдельный слайд. 1
Всего: 30-35